Великолепная семерка и «Молодой папа» — ТОП знаковых фильмов Паоло Соррентино

паоло соррентино фильмы тони сервиллоЗа интеллектуальную холодность, мрачную сатиру, чувственные и яркие образы Паоло Соррентино часто называют современным Феллини. Его фильмы подрывают устоявшиеся понятия о морали и общественных нормах. Они непредсказуемы, эксцентричны, скроены из экзистенциальной тоски. Вне всякого сомнения, он — главный режиссер современного итальянского кино, наряду с Моретти, Гуаданьино и Гарроне.

В этом списке я объединила картины разного периода творчества Соррентино, преследуя главную цель — охватить не только тематическую, но и техническую разноплановость его кино, показать все стороны творческого потенциала, индивидуальность и авторский почерк. Забирайте в закладки и наслаждайтесь.

Содержание:

Паоло Соррентино в европейском и американском кинематографе

Паоло Соррентино

Паоло Соррентино

Впервые картина автора сериала «Молодой Папа» вышла на экраны в 2001. Это была драматическая лента «Лишний человек», получившая массу громких отзывов на 58-ом Венецианском кинофестивале.

Следом Соррентино снял мафиозный триллер «Последствия любви» (2004), ставший культовым, и картину «Друг семьи» (2006). Однако настоящее всемирное призвание пришло к нему после «Изумительного» (2008). Байопик об итальянском премьер-министре Джулио Андреотти удостоился пальмовой ветви на Каннском кинофестивале 2008 года.

Паоло Соррентино и Тони Сервилло на вручении "Оскара"

Паоло Соррентино и Тони Сервилло на вручении “Оскара”

Дебют Соррентино в американском кинематографе пришелся на 2011 — главную роль в ленте «Где бы ты ни был» исполнил Шонн Пенн. В 2013 Паоло получил «Оскар» за «Великую красоту» (лучший иностранный фильм), затем снял «Молодость» (2015). Обе картины затрагивают вечные темы человеческих пороков и слабостей. С той лишь разницей, что вторая изначально была ориентирована на американского зрителя.

«Где бы ты ни был» (2011)

Шонн Пенн в роад-муви "Гду бы ты ни был" паоло соррентино 2011

Шонн Пенн в роад-муви “Где бы ты ни был”

В центре внимания история рок-певца Шайена (Шонн Пенн). Он сошел с музыкального Олимпа, живет тихой спокойной жизнью с женой (Фрэнсис Макдормэнд). По-прежнему наносит тонну косметики и не может разобраться, то ли заскучал, то ли впал в депрессию.

«Где бы ты ни был» относится к классическому жанру роад-муви — «дорожному фильму», где главный герой отправляется в путешествие. Преследуемый целью найти палача своего отца времен холокоста, по ходу действия он переосмысливает целую жизнь.

Воссоздать готическую роковую эстетику и дополнить образ главного героя удалось благодаря участию в фильме бывшего солиста группы Talking Heads Дэвида Бирна.

К сожалению, у ленты есть масса недостатков: она не выглядит целостной. Сцена за сценой, режиссер пытается собрать свое кино в единую картину мира. Не всегда удачно, часто скучно и запутанно. Тем не менее, «Где бы ты ни был» стоит двух часов потраченного времени. Фильм напоминает нам об ужасах холокоста и относится к разряду эмоционально провокационного и обаятельного кино, которое не держит, но и не отпускает.

«Лишний человек» (2001)

паоло соррентино фильмы лишний человек

“Лишний человек” Тони Серилло

Правильно будет сказать, что все недостатки картин Соррентино с лихвой компенсирует его глубокое понимание человеческой сущности. Действие «Лишнего человека» разворачивается в Неаполе 80-х гг. В центре внимания жизни двух мужчин с одинаковыми именами. Оба находятся на пике славы и популярности, пока общество резким движением не выбрасывает их на обочину жизни.

С этого фильма начинается длительное сотрудничество Соррентино с Тони Сервилло, убедительно вошедшим в образ стареющего, похотливого, крепко сидящего на кокаине певца. С тех пор актеру достаются главные роли почти во всех картинах режиссера.

Сюжет развивается как всегда медленно и требует от нас терпения и усидчивости. Их Соррентино обеспечивает при помощи своего главного оружия — мелких и цепких деталей, забавных ситуаций и персонажей, сохраняющих непредсказуемость и интригу сюжета.

Во время работы над «Лишним человеком» Соррентино еще не усовершенствовал свой авторский почерк. Режиссер не позволил себе полностью уходить в создание абстрактных, гиперстилизованных образов и большого количество персонажей, которых мы встречаем в его поздних фильмах («Последствия любви», «Молодость»).

«Лишний человек» показывает нам изнанку итальянской морали, становления и падения личности в искусстве, человеческих добродетелей. Главные темы, которым Паоло остается верен в каждой своей работе.

«Друг семьи» (2006)

паоло соррентино фильмы

Неподражаемый Джакомо Риццо, “Друг семьи”

Омерзительный. Жадный. Жалкий. Таков герой этой картины, стареющий ростовщик Джеремия (Джакомо Риццо). У него нет ничего, кроме богатства. С помощью денег он втирается в доверие к людям, чтобы манипулировать. Но однажды к Джеремии приходит человек одолжить на свадьбу дочери. И Джеремия влюбляется в невесту…

Риццо в образе Джеремии, наряду в Джулио Андреотти из «Изумительного» и Титты из «Последствий любви», — один из самых ярких персонажей в произведениях Соррентино.

Если все предыдущие картины («Лишний человек», «Последствия любви») Соррентино создавал, вдохновляясь творчеством Антониони, то на «Друга семьи» наибольшее влияние оказал Феллини. Мы видим его в сюрреалистических и чувственных видениях героя, медленном движении камеры, классической и грандиозной архитектуре — сатирическом символе человеческого лицемерия.

Сочные картины города, снятые оператором Лукой Бигацци, остроумные диалоги, на которых базируется сценарий, полужестокость и полуправда, присущие главному герою, делают «Друга семьи» чрезвычайно убедительным и достойным внимания фильмом.

«Последствия любви» (2004)

Мафиозный триллер "Последствия любви" паоло соррентино

Мафиозный триллер “Последствия любви”

Второй фильм в послужном списке Соррентино успешно переосмысливает жанр мафиозного триллера. «Последствия любви» повествуют об отчужденной, однообразной и безрадостной жизни Титты ди Джироламо (Тони Сервилло).

Он живет в отеле, коротает дни за созерцанием улицы из окна лобби, игрой в карты с четой разорившихся пожилых соседей и робким перебросом взглядами с явной симпатизирующей ему официанткой. Один раз в неделю Титта делает укол героина и передает в банк чемодан с деньгами. Один раз в год проходит процедуру очищения крови.

Казалось бы, все это — лишь череда не связанных между собой картинок, которая, однако, постепенно дорастает до уровня настоящего мафиозного триллера. Это вам уже не «Лишний человек» и не «Где бы ты ни был», это кино другого уровня. Эмоционально отчужденное и в то же время держащее в напряжении каждую секунду. Не позволяющее зрителю пропустить выражение лица или жест героя, поскольку он значим и от него может зависеть дальнейшее развитие сюжета.

«Молодость» (2015)

молодость паоло соррентино

Такая разная “Молодость”…

Давайте назовем «Молодость» самым эмоциональным фильмом Соррентино. Это по своей сути кинематографическое эссе о старении на примере нескольких персонажей. Герои ленты — состоявшиеся обеспеченные люди, замкнутые в золотую клетку роскошного отеля в швейцарских Альпах. В нем варятся вялые страсти, рушатся и воссоединяются судьбы, из небытия возвращаются ошибки прошлого, а жизнь продолжает заканчиваться.

Как и в «Великой красоте», в этой картине Соррентино объединяет разные формы искусства, чтобы показать связь между ее временностью и эстетическим началом.

Дополняют фильм великолепные образы кинооператора Луки Бигацци, рисующего нам волнующие достопримечательности сельской местности, яркие бирюзовые воды, которые в сочетании с музыкальными композициями Дэвида Лэнга, превращают пейзаж в полноправного персонажа фильма.

Отдельно стоит сказать об актерском составе. Роль в «Молодости», пожалуй, самая выдающаяся работа Майкла Кейна со времен «Тихого американца». Яркими и харизматичными вырисованы персонажи Рэйчел Вайс, Харви Кейтеля и Пола Дано.

Перед нами предстает своеобразный цирк Феллини Соррентино, состоящий из отдельных видений и сюрреалистических картинок, объединенных в целое. Режиссер позволяет себе буквально замирать над персонажами, когда они выражают свои эмоции. Когда принимают решения и строят теории о смысле жизни.

«Изумительный» (2008)

изумительный паоло соррентино фильм

И снова Тони Сервилло, но в образе Джулио Андреотти

«Изумительный» стал международным прорывом режиссера. Эта лента — не столько биографическая драма о жизни премьер-министра Италии Джулио Андреотти, сколько черная комедия с элементами политической сатиры о связях героя с мафией.

Соррентино с упоением и восхищением исследует махинации Андреотти, направленные на сохранение власти. А чтобы подчеркнуть масштабность своих замыслов, упрямо сосредотачивает внимание не на характерах и личных качествах героев, а на деньгах, коррупции и преступлениях против итальянского общества.

Благодаря сотрудничеству с Соррентино, уже известный нам Тони Сервилло обретает самую впечатляющую и значительную роль в своей кинокарьере — роль премьер-министра Италии. Он снова вернется к ней в 2018 в обличье Сильвио Берлускони («Лоро»).

Пока же Сервилло — Андреотти, мрачный и загадочный, напоминающий вампира и призрака, Носферату и Дракулу. Это самая трудная и самая серьезная работа Паоло Соррентино. Его социально-политический манифест, наряду с мини-сериалом «Молодой Папа».

«Молодой Папа» (2016)

молодой папа паоло соррентино

Молодой Папа Джуд Лоу

Логично, что именно «Молодой Папа» оказался следующим в списке. Единственный пока что сериал в карьере Соррентино. Его герой — италоамериканец 47-летний Ленни Белардо (Джуд Лоу) становится самым молодым и самым противоречивым в истории Папой Римским Пием XIII. (Не путать с реальным историческим персонажем, антипапой Люцианом Пульвермахером.)

Папа Ленни — сложный и эксцентричный. Его поступки непредсказуемы и пугающи, а действия на престоле главы церкви неконтролируемы. Именно этот факт становится толчком к череде интриг, оплетающих его усилиями многочисленных кардиналов. Сколькие из них, вразрез святым учениям, хотят служить не человечеству, а собственному тщеславию и видят себя на месте героя Джуда Лоу? Все!

Есть ли в сериале положительные персонажи? Нет. Потому что Соррентино никогда не делит персонажей на положительных и отрицательных, как не делит людей сама жизнь. Главные вопросы, задаваемые режиссером из серии в серию, остаются неизменными. Кто хуже: святой или грешник? Способен ли человек прожить жизнь, ни разу не оступившись? Что важнее: дух религии или соблюдение ее канонов? Существует ли ложь во благо?

Соррентино рисует нам образ Папы, которого не было в истории, но который легко мог появиться. Его герой честен с самим собой даже в своем высокомерии, цинизме и жестокости. На протяжении всех десяти серий он продолжает свой путь к Всевышнему и его поиски так же, как неустанно ведет поиски родителей.

Ну и, конечно же, Соррентино искусно троллит Ватикан. Тут стоит сказать, что ни одна из сцен фильма не была снята непосредственно на его территории. Все декорации, включая Сикстинскую капеллу и папскую библиотеку, воссоздавались на киностудии «Чинечитта». Само святое государство категорически отказалось от любого сотрудничества с режиссером.

Что ж, мы не удивлены и ждем продолжение сериала, где к Джуду Лоу присоединится еще один колоритный персонаж в обличье Джона Малковича. Премьера запланирована на 2019. Уже сегодня рейтинг ожиданий на «Кинопоиске» составляет 99%.

«Великая красота» (2013)

Великая красота паоло соррентино

Великая красота

Сначала был «Рим — открытый город» Росселлини, затем «Дольче Вита» Феллини, и, наконец, «Великая красота» Соррентино. Трагикомедия вселенского масштаба, где сплелись любовь и потери, удовольствия и разочарования, сила и безвестность. Исследование, в котором одна фигура является олицетворением целой страны, ее культуры и всеобщей озабоченности человеческой порочностью.

Великая красота повсюду следует за блестящим Тони Сервилло в роли Джепа Гамбарделлы, светского льва, писателя, разочарованного в том, что может предложить ему жизнь. Джеп бесконечно ищет пути облегчения своей экзистенциальной скуки. В молодости, будучи начинающим журналистом, он проводил свой досуг, гуляя по руинам и улицам Рима, устраивая вечеринки и выискивая удовольствия. Гамбарделла мало заботился о том, чтобы скрыть свое творческое и человеческое бессилие.

Он пишет один хороший роман и умолкает, чтобы навсегда закрыться в теле этого начинающего журналиста и не переступить его уровень. Подобно бесконечным группам туристов, вечно снимающим руины Колизея и грандиозные статуи, Гамбарделла лелеет память о прошлой славе. Увы, он лишь гедонист, которому не суждено познать нечто более серьезное…

«Великая красота» — фильм-откровение, фильм-карнавал. Социально-политическая комедия и чувственная история любви в одном флаконе. Вне всякого сомнения, это лучший фильм Соррентино, отвечающий на все вопросы, лежащие в основе его других работ.

Поделиться: