Феномен Пруста: как и почему запахи пробуждают воспоминания?

эффект пруста что это такое

Наверняка с вами частенько случались ситуации, когда воспоминания о прошлом возникали спонтанно, стоило органам обоняния столкнуться с каким-то конкретным запахом. Например, ароматом духов, которыми когда-то пользовался близкий человек. Или свежеиспеченного бисквита, который готовила бабушка. И тут же воображение рисовало целую картинку из прошлого, но с каждым новым кусочком бисквита или вдохом аромата воспоминания ослабевали.

Этому феномену существует научное объяснение. Он носит название эффект Пруста. Выясняем, что это такое и как французскому писателю удалось установить взаимосвязь памяти и ароматов?

Эффект Пруста: что это такое? Как возникло понятие?

Яркий представитель модернизма, Марсель Пруст знаменит не только своими работами, но и отображением в них взаимосвязи образов из подсознания с обонятельными ощущениями. Это, по сути, и есть изюминка его романов — детальное раскрытие действий и впечатлений, основанных на различных ассоциациях.

Описание эмоциональной связи в романе «По направлению к Свану» стало отправной точкой для научного изучения названия, которое позднее получило определение «эффект» или «феномен Пруста». Главный герой обмакивает в чашку с чаем кусочек бисквитного печенья «Мадлен» (см. фото ниже), и, казалось бы, такая незначительная вещь пробуждает в его мозгу цепочку ярких детских воспоминаний.

печенье мадлен эффект пруста

Вот, как описывает это состояние писатель:

«…В то самое мгновение, когда глоток чаю с крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул, пораженный необыкновенностью происходящего во мне. Сладостное ощущение широкой волной разлилось по мне, казалось, без всякой причины. Оно тотчас же наполнило меня равнодушием к превратностям жизни, сделало безобидными ее невзгоды, призрачной ее скоротечность, вроде того, как это делает любовь, наполняя меня некоей драгоценной сущностью: или, вернее, сущность эта была не во мне, она была мною.

Я перестал чувствовать себя посредственным, случайным, смертным. Откуда могла прийти ко мне эта могучая радость? Я чувствовал, что она была связана со вкусом чая и пирожного, но она безмерно превосходила его, она должна была быть иной природы. Откуда же приходила она? Что она означала? Где схватить ее? Я пью второй глоток, в котором не нахожу ничего больше того, что содержалось в первом, пью третий, приносящий мне немножко меньше, чем второй. Пора остановиться, сила напитка как будто слабеет. Ясно, что истина, которую я ищу, не в нем, но во мне». 

Марсель Пруст, «В сторону Свана», 1913 г.

Как запускается цепочка воспоминаний

эффект пруста что это такое

На самом деле, писатель был не первым, кто подметил эту интересную особенность нашего мозга. Еще в 1840 г. доктор Берар в «Медицинском Словаре» писал, что обоняние затрагивает воспоминания о прошлом и воображении. Человеческий мозг способен извлекать ушедшие события не всегда исключительно по нашему желанию. Тяжелее всего вспомнить детские годы, особенно до 10-летнего возраста. Запах выпечки, хвои, духов способствует более яркому и точному образу из памяти.

Эффект Пруста имеет отношение не ко всем подряд запахам, а только к тем, которые сопутствовали острым впечатлениям, совмещенным с влиянием на органы обоняния. Так, например мандарины многим навевают воспоминания о новогодних праздниках в детстве, а запах дыма — осень.

Ассоциации пробуждаются не всегда радостные, с одинаковой вероятностью запускаются и печальные образы. Все это оказывает непосредственное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую систему.

Эффект Пруста: что это такое? Научное объяснение нейронных связей

феномен пруста что это

Опыты и исследования подобного явления сегодня проводятся методом функционального МРТ, позволяющего увидеть конкретное воздействие на определенные участки нервной системы какого-либо запаха.

Запахи и вкусы стали общепризнанным стимулом автобиографической или непроизвольной памяти. Информация и ассоциативное мышление, основанное на тактильных чувствах, звуках, органах обоняния и вкуса закладываются в раннем возрасте. Установлено, что ароматы могут просто распознаваться мозгом предметно, когда информация поступает напрямую в отвечающие за это состояние участки мозга: гиппокамп, амигдалу, таламус.

Особенности человеческой памяти

эффект пруста что это такое

  1. Женский мозг более расположен к запоминанию запахов и установлению взаимосвязи с событиями.
  2. Реакция на ароматы возникает непроизвольно, игнорировать рецепторы обоняния их не могут.
  3. Неприятные запахи мозг фиксирует более четко, активизируя гиппокамп и другие участки мозга.
  4. Ощущать и запоминать запахи человек начинает еще до рождения, в утробе матери. В последующем запах матери успокаивает младенца и способствует опознанию родителя (это касается и всех животных).
  5. Людям, слабо чувствующим запахи, сложно разобраться в эмоциях других людей и дать им словесную оценку (это состояние носит название «алекситимия», оно распространено у 10% населения).
  6. Приятные запахи увеличивают работоспособность.
  7. Косметические средства человек выбирает, основываясь на ассоциациях с положительными событиями.
  8. Североамериканские индейцы специально носили с собой ароматический мешочек и нюхали его с целью лучшего запоминания важных событий.

Какие запахи и как влияют на человека

Независимо от воспоминаний, запахи способны вызывать у человека определенные эмоции:

  1. Ваниль дарит чувство радости
  2. Цитрусовые запахи бодрят
  3. Лаванда и жасмин приносят спокойствие
  4. Роза снабжает энергией
  5. Кофе располагает к общению

Усиленное воздействие от процедур при помощи запаха используют массажисты. Существует отельное лечебное направление в нетрадиционной медицине — ароматерапия, в том числе вином (энотерапия). Психологи практикуют воскрешение образов при амнезии. Но ароматы, способствующие расслаблению во время массажа, вызывают тревогу у онкобольных. Поэтому эффект в каждом случае индивидуален.

Как эффектом Пруста пользуются в сфере продаж

эффект пруста что это такое

Исследования показали, что запахи влияют на выбор товара, тонко принуждая тратить деньги.

Предметы определенной марки часто обладают характерным ароматом, что воздействует на подсознание при покупке:

  1. специфический запах продукции Apple
  2. обувь Nike с цветочным запахом, который выветриваясь, превращается в вонь кошачей мочи (аналогично ароматизировать одежду и обувь стала компания Superga)
  3. продуктовые магазины, рестораны искусственно насыщают ароматами выпечки и вкусной еды, завлекая посетителей
  4. запах молочного шоколада от упаковок M&M
  5. в машинах марки Rolls-Royce искусственно внедряют запах «старины», сохраняя ароматы внутренней отделки автомобилей прошлого поколения

Это всего лишь несколько примеров, когда в рекламных целях компании используют запахи. И это действительно эффективно увеличивает количество продаж на 15-20%. Есть даже отдельная профессия — аромамаркетологи, подбирающие нужный запах под бизнес.

И еще немного Марселя Пруста («Под сенью девушек в цвету», 1918 г.):

«Лучшее, что хранится в тайниках нашей памяти, — вне нас; оно — в порыве ветра с дождем, в нежилом запахе комнаты или в запахе первой вспышки огня в очаге, — всюду, где мы вновь обнаруживаем ту частицу нас самих, которой наше сознание не пользовалось и оттого пренебрегало, остаток прошлого, самый лучший, тот, что обладает способностью, когда мы уже как будто бы выплакались, все-таки довести нас до слез».

Поделиться: