5 причин, почему быть романтиком — не самая удачная идея

Забейте в гугл-картинки слово «романтика», и вы получите море, свечи, кровать, стихи и камин, разумеется. Исчерпывающе нудный и банальный список, а главное — поверхностный и неправдивый. За многие века существования самого понятия романтики (не путать с «романтизмом» как литературным течением) мы о ней много чего успели себе напридумывать: про яркие чувства, свидания под луной и вздохи на скамейке.

И, конечно же, про особенно обостренное восприятие мира, когда хочется, чтобы все у всех было хорошо. Когда все люди не так плохи, как на самом деле. И вообще еще чуть-чуть, и мир можно будет реформировать до идеальности, ведь главное — желание. Так ли это на самом деле и почему «романтик» — это не так уж хорошо?

Содержание:

Романтик — не творец

Олег Табаков в роли Обломова

Олег Табаков в роли Обломова

Намерения настоящего романтика почти всегда высоки, но на этом они и заканчиваются, ибо, идеализируя мир, он продолжает протирать глютеусом печь. Он не знает, как начать действовать, боится, что не получится, и разочарования и с легкостью отказывается от поставленных целей при первой же неудаче. Он выбирает мир книжных/кино эмоций, красивую музыку и вино по пятницам. Романтик не действует, а наблюдает.

Как тут не вспомнить гончаровского Илью Ильича Обломова. И хотя сам роман относится уже к реализму, его герой — мягкий, мечтательный, ленивый, с тонкой поэтической душой и постоянными иллюзиями, затмевающими реальную жизнь, — классический пример паразитирующего романтика.

Вечный ребенок

Последним романтиком ХХ века называют писателя Ремарка

Последним романтиком ХХ века называют писателя Ремарка

Увы, маловероятно, что такой человек станет опорой, ему самому нужна поддержка, теплое надежное плечо и постоянное одобрение. Поэтому абсолютно бессознательно романтик предпочитает копаться в мире своих переживаний, верить в лучшее, полагаться на доброе начало других людей и жить за их счет. Девушкам лучше уяснить сразу, что мишки и шоколадные сердечки, а также свидания на крыше устраивают не романтики. Романтики в это время сидят и ждут, пока их самих пригласят.

Ремарк, которого заслуженно называют последним романтиком 20 века, по этому поводу очень четко подметил, что самым легким характером обладают циники, самым невыносимым — идеалисты. А мир настоящего романтика по-детски идеален и уж не сомневайтесь, чтобы вы ненароком не разрушили песочный замок этого мира, он будет сражаться с вами до последней строчки Батюшкова.

Искусственное восхищение

Еще один классический пример образа — Дон Кихот

Еще один классический пример образа — Дон Кихот

Восхищаться. Всеми. Всегда. Во всем. Особенно, в том, чего не можешь сделать сам — отличительная черта всех романтиков. Только длится это, как правило, недолго. Романтик быстро устает и переключается с предмета на предмет, потому что глубокое погружение в тему влечет за собой разочарование. На смену восхищению приходит усталость, и романтик впадает в депрессию — он начинает паразитировать на чужих эмоциях.

Наш любимый рыцарь печального образа хитроумный идальго сражался с мельницами и баранами, его били, над ним насмехались. Но он продолжал отстаивать принципы, прочитанные в рыцарских романах, и совершать подвиги во имя Дульсинеи, пока не прозрел и не проклял все, чему поклонялся. Поэтому с романтиками стоит быть осторожнее — никогда не знаешь, в какой момент он одумается.

Словесный альтруист

Не обойтись и без примера лермонтовского Печорина

Не обойтись и без примера лермонтовского Печорина

Романтик хочет, но не умеет жертвовать своими привычками и ценностями (классическое «Человеку так жить нельзя»), при этом на словах (а в глубине души даже очень искренне) готов совершать большие дела, сажать картошку на Марсе и подрабатывать волонтером в клинике для маленьких марсиан. Иногда даже едет, потому что по сути своей альтруист, любит делать подарки, особенно одиноким и несчастным, но на всех у него не хватает сил и возможностей, а где их взять романтик не знает.

В качестве примера можно привести Лермонтовского Печорина. Разочаровавшись в дружбе и любви, не найдя своего места в мире, он не видит лучшего способа, чем погибнуть — и вуаля — гармония найдена.

Вечная печаль

Дуглас Бут в роли лорда Байрона в фильме "Красавица для чудовища"

Дуглас Бут в роли лорда Байрона в фильме «Красавица для чудовища»

Романтичные натуры очень любят рассуждать о личном пространстве и своей свободе, при этом подразумевая, что никому ничего не должны. После шарахаются в другую крайность: оказавшись с кем-то в тесных отношениях, начинают цитировать Экзюпери про лисичку, которая хотела быть прирученной.

Поэтому поди, разберись, что им надо на самом деле. Возможно, просто грустить с томиком Шатобриана под теплым одеялком, потому что, цитируя другого классика, но уже ни разу не романтика, романтик «всегда хочет быть один, но рядом с кем-то». И главное: он печалится. Всегда, во всем, по поводу, без повода. Печаль ради печали.

Классический пример — байроновский Конрад, способный и на героические, и на жестокие поступки, оправдывающий их жестокостью мира (спаси бобра, убей березу), принимающий любовь двух женщин и в итоге разрушающий все чужие жизни на расстоянии видимости.

Поделиться: